В чем же секрет дымковской глиняной  расписной игрушкиДоброго времени суток, Уважаемые Покупатели и Читатели!  Сегодня мы предлагаем Вам поговорить о дымковской игрушке.

Иному может показаться, что уж больно старомодно выглядят эти простенькие глиняные фигурки в сравнении с современными игрушками – говорящими « мама» громадными куклами, сверкающими ракетами и управляемыми вездеходами и т. д. Но взгляд более пристальный и вдумчивый обнаружит непередаваемую прелесть, таящуюся в дымковской игрушке. И язык не повернется назвать ее простецкой и старомодной, потому что лукавой серьезностью персонажей, «домашностью» округлых форм, придающих уют окружающему, угадывается сам русский характер: веселая жизнестойкость, ясное восприятие мира, глубинная доброжелательность и чувство собственного достоинства.

Ну что казалось бы особенного в этих незамысловатых фигурках?  Корова на настоящую вовсе не похожа и от оленя отличается лишь формой рогов. Индюков таких в жизни не бывает, и барынек не встретишь… Формы простые, каждый  может такую слепить. А уж раскрасить и подавно – бери краски и действуй, только чтоб ярче было…

Пробовали, брали, малевали. Ничего не получилось. Не веселит поделка, души в ней нет.

Так в чем же секрет дымковской глиняной расписной игрушки, которая на протяжении четырехсот лет радует людей? Эти игрушки родились для праздника грустного и веселого, как сама жизнь.  Из поколения  в поколение передают дымковские мастерицы легенду о том, как давным – давно шла на вятскую землю орда несметная и не одолеть ее было без подмоги. Юная дочь вятского предводителя была влюблена в Нестора – устюжского витязя .  А с Великим  Устюгом вятичи всегда дружны были. Вот и послала красавица письмо прощальное: так, мол, и так, друг любимый, не суждено нам больше свидеться, конец приходит земле вашей и нам, прощай и не поминай  лихом. Влюбленный Нестор уговорил отца собрать на помощь братьям войско.  Вятское войско вышло к краю Раздерихинского оврага, ждет боя. Враги подошли в ночь без факелов, крадучись, чтобы врасплох застать.  Всю ночь бились два войска – никто победить не мог. А утром, как солнышко взошло, у живых кровь остановилась. Не с врагами, а со своими, устюжскими бились. Они не ели, не пили – на помощь спешили. Потому и факелов не разожгли. И во время боя того смертного земля обнажилась в овраге, и показалась глина особенная – красная и мягкая.

Вдовы с  выплаканными глазами понаделали из нее свистулек и решили свистать до скончания веков, чтобы своих за чужих не принять, чтобы кровь не проливать.

С тех пор собирается по большим праздникам народ на площадях, покупает игрушки, ходит и свистит. И такой праздник называется свистуньей или свистопляской.

Свистунью праздновали весной, когда начинались ярмарки, оживала торговля. Долгими зимними вечерами лепили женщины и дети игрушки.  Дымковская слобода – ремесленная. Пахотной земли ни у кого не было. Мужчины занимались кузнечным, малярным, сапожным делом. А женщины брали глину в Раздерихинском овраге, месили ее ногами. Вылепленные фигурки обжигали в печи. Потом  белили их мелом, замешанным на молоке, и красили яичными красками. По весне везли игрушки телегами на ярмарку, а через скупщиков они расходились по всей России. Так из глины копейку делали. И без копеек этих многим семьям на жизнь не хватило бы. Бедность породила искусство.

Только были у этого искусства трудные времена. В средине 19 века «дымку» стала вытеснять гипсовая статуэтка, лишенная самобытности. Это были жалкие  подражания фарфоровым фигуркам заграничных фабрик. Здесь встречались и древнегреческие сюжеты, и фигурки в стиле « жестокого романса», и « типы народов Российской империи» - во всем этом не было ничего от искусства.

Трудно было расписной игрушке тягаться с гипсом, который можно было штамповать в любом количестве. И кто знает, сохранила бы «дымка»  свою уникальную прелесть, дошла бы до наших дней, если бы не замечательный человек, художник по образованию Алексей Иванович Деньшин. Сам родом из Вятки ( теперь город Киров), он большую часть жизни отдал изучению и популяризации дымковских игрушек.

С болью он смотрел, как гибнут они в барышном угаре. Но продолжал изучать мастерство вятских мастериц. А их к тому времени оставалось совсем немного. И вот в 1917 году в Москве вышла интересная книжка «Вятская глиняная игрушка  в рисунках». В ней впервые было рассказано о технологии ее изготовления, охарактеризованы сюжеты. За текстом следовали рисунки – 50 таблиц , раскрашенных  собственноручно автором этой книги А.И. Деньшиным в каждом из трехсот экземпляров! Этот человек понимал, что искусство дымковской игрушки должно сохраниться, а иначе это было бы преступлением перед потомками.  Он настаивал на том, чтобы старшие мастерицы передавали свое умение младшим. Так появились династии Мезриных, Кошкиных, Пенкиных . А вместе с ними и разные почерки в лепке. Приглядитесь внимательнее.

Вот легкие, воздушные рисунки – и барынька лукавая, и птица вот – вот взлетит – это «пенкинские». А вот «кошкинские» стоят, тут все основательно, прочно : индюк степенный, няня полногрудая и ребенок – бутуз.

Чтобы лучше понять дымковскую игрушку, чтобы полюбить ее, надо посмотреть не на одну – две фигурки, а на их множество. Так и А.А. Мезрина говорила про свои игрушки: «Их надо много! Они лучше, когда их много!»

Изменилась «дымка». Раньше это была прежде всего игрушка. Нынче это – больше миниатюрная скульптура. И поговаривают некоторые, что мол, вымирают традиции «дымки», что, мол, сюжет не традиционен, краски стали гуще – «воздуха» не остается и темпера совсем не так выглядит, как краски, замешанные на яичном желтке. Конечно, сюжет меняется. Теперь среди барынек и оленей можно увидеть фигурки доярок, матросов, чукчи  с   собачьей упряжкой. Но какую бы из игрушек мы не взяли, в каждой живет неповторимая дымковская искра. Разве можно сказать, что душевные порывы стали не традиционными? Именно душа живет в этих ярких фигурках – чистая, светлая, веселая, наивная душа. Такой она была , когда везли эти игрушки в телегах на ярмарки, такой и осталось сегодня, когда разлетаются они в специальной упаковке на крыльях авиалайнеров по всему свету.

…Дымковские, глиняные, расписные – они могут быть еще и прекрасным украшением интерьера наших предприятий – особенно детский и этнографических, могут дать фантазии художников и дизайнеров и дизайнеров большой простор.

Уважаемые Покупатели и Читатели! В магазине "Русский сундучок" в январе планируется поступление дымковской игрушки. Всем кому интересен дымковский промысел и всем кто заинтересовался дымковской игрушкой мы всегда рады и приглашаем за покупками. а в завершении нашей встречи по традиции мы предлагаем к просмотру видео "Дымковская игрушка". Желаем Вам  приятного просмотра.

С уважением, благодарностью и любовью к Вам Всем магазин "Русский сундучок".

Бесплатная книга

"10 правил как выбрать подарок иностранцу"

Решай проблему выбора

подарка иностранцу 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 

Понравилась статья ? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной