Русский народный костюмДоброго времени суток, Уважаемые Покупатели и Читатели ! Сегодня  тема нашего разговора  -  русский   народный костюм.

Избытие  русской традиционной одежды началось в !8 столетии, когда по указам царя Петра I было строго определено дворянам, боярам и всех чинов служилым людям кроме духовенства и пахотных крестьян носить немецкое платье по будням и французское по праздникам. Купцы и мещане прочно державшиеся русских традиций сохраняли свою старинную одежду по меньшей мере еще лет двести. Единственная же одежда сумевшая практически  полностью уберечь самобытные черты с печатью веков - крестьянская. Всеми цветами радуги ублажала милого  наша пава пряха.  Мужу соха, а бабе кросна, т.е. ткацкий стан. Рубаха и подпоясанный сарафан - основной наряд крестьянок русского севера. русский народный костюмСила цвета на костюме распределена постепенно - тяжелая кайма внизу и легкий мягкий верх(Великий Устюг).

К концу 18 века сарафанная одежда воспринималась как общерусская , национальная. В произведениях изобразительного искусства  и в литературе женщина в сарафане олицетворяла русское национальное начало. Сарафаны носили не только  крестьянки.

Еще в 19 веке это традиционная одежда купчих, мещанок. В до петровские времена  в такой костюм облачались в аристократической среде. У поморов - это был праздничный наряд. Для сарафанов наряду с парчей  или  шелком особенно любимы были ткани подмосковных фабрик с крупными букетами или как называли их в народе букеты. У богатых Русский народный костюмкрестьянок в праздничный наряд входили еще и  ипанечки. Ипанечка  - нарядная бархатная, парчовая женская безрукавка (обычно на меху). Свет и блеск  золотных и серебряных нитей обладали завораживающей силой. Бархатные ипанечки густо зашитые золотом, собранные  на спине в трубчатые складки относятся к началу 19 века. В каждой губернии или даже уезде носили свою отличную от других одежду.

В селе Кириллово  (Зубово - Полянского уезда Тамбовской губернии) самым нарядным был костюм женщины в первый год ее замужества ( до рождения первого ребенка). В церковь кирилловские женщины надевали шушун, скроенной по античной тунике из  белой полушерстяной ткани. Подвешиваемые к ушам шарики из гусиного пуха - пушки. В женской одежде села Кириллова существовали четкие возрастные различия. До 12 лет девочки ходили в одной рубахе с красной вставкой, затем носили подпоясанную холщовую вздевалку. В 16 - 17 лет они одевали паневу - набедренную одежду из домотканины, собранную сверху на веревку ( гашник ). Обычно панева - одежда замужней женщины, но в Кириллове свой древний обычай, если хотите античный.

Традиционной костюм из села Ушинко (Керенского уезда Пензенской губернии) - глубокая архаика. Местное название -  обряада ( сряда). Состоит из холщовой рубахи , традиционного для всех губерний покроя, распашной паневы , запана ( вид женского передника).  Торжественность и монументальность приобретала фигура рязанской крестьянки в праздничном наряде, сверху воспетый Есениным - шушун. Цвета русского мироздания -  белый (березовый) и красный( солнечный  )как нельзя лучше отвечали духу крестьянских обрядов, духу жизни. Кадомский район земли рязанской - срединная Россия.

Местное южнорусское своеобразие отражает праздничный костюм воронежской крестьянки, состоящей из рубахи, паневы и широкого тканного пояса. В декоре здесь господствует не красный цвет, а цвет живительного чернозема - черный, грибатка ( деталь ожерелья).

Формы и украшения головных уборов тоже весьма разнообразны. В каждой местности их шили по своему, но везде различали женский и девичий. Рогатая кичка - чудо древнейшее рязанское. По русскому обычаю замужняя женщина должна была прятать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было непокрытой выходить из дома, заниматься домашними делами. В качестве праздничного головного женского убора был широко распространен кокошник. Название это общее, но каждый край величал кокошник по своему  - сорока , ряска, кикакичка, каблучок, наклон, златоглав. В северных районах кокошник представлял собой своеобразную шапочку, расшитую золотными нитями. Кокошники центральных районов были высокими, владимирские и  нижегородские округлые в виде полумесяца. Костромские (островерхи) с камениями , с самоцветами, с зеркальными стеклами, с жемчугом.

Отдельные предметы традиционного народного костюма могли передаваясь по наследству, т.е. быть старинными. Другие изготовлялись заново, но неукоснительно соблюдались состав и покрой одежды. Об этом с мудрой иронией пишет автор конца 19 века ." В таком наряде внучка с прабабушкой очень сходные между собой. щеголяли за двести лет, щеголяют и теперь, но сделать какую либо перемену в костюме было бы ужасным преступлением".

Уважаемые Покупатели и Читатели! Магазин "Русский сундучок" приглашает Вас за покупками и предлагает Вам познакомиться с новой коллекцией кукол в русских народных костюмах. В завершении нашей сегодняшней встречи мы познакомим Вас с видео " Русский народный костюм". Желаем Вам приятного просмотра, открывайте для себя новое и полезное.

С уважением, благодарностью и любовью к Вам Всем магазин "Русский сундучок".

Бесплатная книга

"10 правил как выбрать подарок иностранцу"

Решай проблему выбора

подарка иностранцу 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 

Понравилась статья ? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной